Как наладить сон ребенка?
Конечно же, все семьи разные, и дети не похожи друг на друга. У малышей разный темперамент и склонность к успокоению, поэтому весь процесс налаживания сна ребенка в разных семьях занимает свое количество времени: у одних родителей получится это сделать быстро, другим потребуется больше времени, но в любом случае успех зависит от всех участников этого процесса.
Во-первых, успех работы над сном зависит от самого ребенка: от его темперамента, от способности адаптироваться и принимать изменения. Во-вторых, на результат в огромной степени влияет мама, то, насколько последовательно, настойчиво и одновременно гибко она действует.
В качестве примеров приведу три разных случая из своей консультационной практики.
Один из них был, пожалуй, самым легким. Ко мне обратилась мама двоих детей, младшему на тот момент исполнился год, старшая дочка ходила в школу. Первый ребенок не спал до трех лет, поэтому со вторым мама решила не ждать счастья так долго. Она не высыпалась, а надо было еще отвозить и забирать дочку из школы, водить ее в кружок. Проблемы женщина обозначила следующие:
– малыш просыпается 6–8 раз за ночь;
– засыпает только на груди как вечером, так и во все пробуждения ночью (так это обычно и бывает);
– у него совершенно непредсказуемый и нестабильный режим дня и слишком ранний переход на один дневной сон, которого ребенку явно не хватает, поэтому он очень много капризничает и плачет днем;
– в машине он устраивает регулярные истерики. После консультации мама сразу же приступила к выполнению плана. Мы начали с того, что наладили режим дня, ввели раннее укладывание, восстановили второй дневной сон. Уже после этого наметились первые улучшения – ребенок начал спать лучше. Режим дня, дневные сны оказывают огромное влияние на ночной сон. Когда семья почувствовала, что такое хороший режим, как легко, если день предсказуем, это придало домочадцам уверенности в том, что они на правильном пути.
На втором этапе мы работали над самостоятельным засыпанием. Малыш спал только с грудью, и 6–8 раз за ночь его необходимо было кормить, качать и только после этого укладывать в кроватку. Во время работы над самостоятельным засыпанием в первый же день мама совершила, пожалуй, самую распространенную ошибку, которую допускают почти все: она проявила непоследовательность. Сначала она укладывала ребенка по методике, а потом периодически возвращалась к старому способу. Мы обсудили результаты первого дня работы, и даже при таком непоследовательном поведении перемены не заставили себя ждать – ночь прошла лучше, чем обычно. В следующие дни мама очень четко, спокойно и последовательно применяла методику самостоятельного засыпания (ребенок никогда не оставался плакать в одиночестве), и уже буквально на третий день мальчик совершенно спокойно, за 10 минут, без слез, без протеста уснул самостоятельно и проспал всю ночь всего с одним пробуждением.
Конечно, я ожидала подобного, а мама восприняла это как чудо. Когда матери обращаются за консультацией или записываются на тренинг, они иногда говорят, что я их последняя надежда, а когда все получается, признаются, что не очень-то верили в свой успех. Эта семья не была исключением. Но женщина выполняла все мои рекомендации, действовала очень четко, спокойно, последовательно, учитывая потребности и особенности своего ребенка. Через три дня, когда малыш наконец-то начал спать значительно лучше, она написала мне, что впервые со дня своего рождения ее ребенок проспал всю ночь, не просыпаясь. Такое поведение оказалось для нее в новинку, потому что старшая дочка не спала нормально до трех лет, а младший с рождения ни одной ночи не проспал без пробуждений.
Это был достаточно простой случай в моей практике, потому что и ребенок относительно быстро и просто принял изменения, и мама в итоге вела себя последовательно. Вся работа над сном заняла около недели. Но бывают случаи сложнее.
Один такой сложный случай из моей консультационной практики произошел с не молодой уже мамой. Когда ребенок долгожданный и поздний, с ним очень часто связано много тревог. Малыш с рождения спал плохо и мало, значительно меньше своей возрастной нормы. Его водили к нескольким неврологам, к гастроэнтерологу, к другим специалистам, назначали серьезные успокаивающие препараты, от которых был незначительный эффект и только во время курса лечения. Мама с трудом справлялась со своими обязанностями, потому что чем женщина моложе, тем у нее больше сил, а чем старше, тем меньше физических и моральных ресурсов.
Когда женщина обратилась ко мне за помощью, ребенку исполнился год, уже много месяцев малыш спал значительно меньше своей возрастной суточной нормы, минимум три часа в день он недосыпал. Кроме того, мальчик засыпал только с грудью и практически всю ночь спал у груди. Просыпался каждые 20–40 минут, спал очень поверхностным, тревожным сном. Вся семья невероятно устала от такого «режима», а перед консультацией добавились еще и укачивания. Малыш перестал засыпать на груди, теперь его требовалось еще и качать на руках. Днем ребенок тоже спал у груди по 20–40 минут, и мама не могла ни встать, ни отойти, ни пошевелиться, потому что малыш мог спать только с ней. Ночные укачивания стали последней каплей, потому что женщине по состоянию здоровья нельзя было поднимать тяжести. Она решила, что пора что-то менять. Бессонные ночи ее изматывали эмоционально, она уже не просто сердилась на своего ребенка, а испытывала по отношению к нему очень сильный гнев и впадала в ярость. Она рассказала мне, что начала трясти малыша по ночам очень сильно и боялась причинить ему вред. Наконец она решила обратиться за помощью к специалисту по сну, чтобы восстановить свое душевное равновесие, не навредить малышу и вернуть спокойствие в семью.
Прежде чем начать работу над самостоятельным засыпанием, мы установили адекватный возрасту режим дня. Мы вернули второй сон ребенка, продлили первый и второй сон с 20–40 минут до одного часа каждый, чтобы малыш отоспался и восстановился. Маме также было дано задание при любой возможности спать, потому что на работу со сном нужны физические и эмоциональные ресурсы. Женщина, несмотря на свой накопленный недосып и усталость, держалась молодцом. Помогала сильная мотивация – ей на самом деле становилось страшно от мыслей о том, как недосып скажется на ее ребенке и на отношениях с ним. Вот наконец ребенок начал спать более продолжительное время днем, стал меньше плакать, у него выровнялось настроение, и мама, почувствовав облегчение, немного успокоилась. Она перестала срываться и кричать на него. Ребенок – живой человек, и, когда мы с ним боремся, он борется с нами в ответ. А сон – это не борьба. Сон – это обучение. Перед мамой стояла задача научить ребенка хорошо спать.
На следующем этапе мы работали над самостоятельным засыпанием. На второй день выполнения инструкций женщина написала мне: «Малыш начал негромко плакать, сильно не протестовал, я делала все по методике в течение семи минут. Он сам успокоился, начал тихонечко петь, болтать, вставать, изучать кроватку. Я укладывала его снова и снова в сонную позу, а через 30 минут он начал укладываться рядом со мной. Через 45 минут он уснул сам – это невероятно».
Впервые за всю свою жизнь ребенок заснул сам и без слез. Маме это придало сил и вселило веру в себя и в методику. Она удостоверилась, что сон ребенка можно наладить, если использовать системный подход. В эту ночь, в первую ночь работы по методике, малыш проснулся четыре раза вместо десяти.
Представляете, ребенок просыпался десять раз за ночь, при этом его требовалось покормить и укачать! Неудивительно, что для этой мамы четыре пробуждения уже показались праздником. И эти четыре раза ребенок засыпал без груди, ему оказалось достаточно лишь присутствия мамы. Мы работали еще некоторое время, и в итоге пробуждения сократились до одного-двух за ночь, режим дня стал достаточно стабильным и предсказуемым, настроение у ребенка – более ровным, позитивным, а мама чувствовала себя намного спокойнее.
Когда малыш подрос, мы еще несколько раз встречались, чтобы обсудить переход на один сон. Надо было сделать это максимально плавно и комфортно и для мамы, и для малыша. С этой семьей я работала достаточно долго, но это был действительно сложный случай. Однако безвыходных ситуаций не бывает – мы смогли наладить сон ребенка, и вся семья наконец стала высыпаться.
А самый интересный случай в моей практике произошел с моей подписчицей из «Фейсбука». Я выкладывала на своей страничке в соцсети статьи про сон, в комментариях к одной из них женщина задала мне вопрос, описав свою ситуацию. Она рассказала, что ее годовалый ребенок дважды и достаточно долго спит днем, поэтому на ночь он укладывается после 23 часов. Вдобавок к этому каждую ночь малыш не спит в течение часа-двух. Конечно, родители от этого очень устали.
Слишком долгий дневной сон – это самая частая причина гуляния по ночам, поэтому я без дополнительных вопросов дала маме совет укоротить дневные сны или убрать второй дневной сон. Поскольку первый длился достаточно долго, можно было оставить только его и укладывать ребенка на ночь значительно раньше. На следующий день мама написала мне, что впервые этой ночью малыш не проснулся, а вечером уснул достаточно легко. Позже она мне сообщила, что буквально за пару дней у них наладился режим дня, ребенок начал ложиться спать рано, ночные гуляния прекратились.
Через полгода эта женщина пришла ко мне на тренинг по детскому сну, чтобы научить своего полуторагодовалого малыша спать самостоятельно. Проблема заключалась в том, что перед сном, для того чтобы заснуть, мальчику необходимо было теребить мамины волосы. В итоге за 40 минут у мамы на голове создавался вавилон, который приходилось долго распутывать и расчесывать. Ей хотелось, чтобы малыш прекратил это делать и засыпал самостоятельно. На следующий день после того, как мама начала работать по методике, она написала, что все получилось. Малыш не плакал, уснул очень быстро, волосы не теребил – все поставленные цели оказались достигнуты.
Этот показательный случай говорит о том, что, когда в одной точке сходятся спокойный, позитивно-адаптивный ребенок и очень веселая, доброжелательная, уравновешенная мама, все получается легко и быстро.