Иудейские праздники. Песах
09.05.2019 599 0
Песах – Пасха (др. – евр. «переход») отмечается в течение 8 дней месяца нисан (март—апрель). Этот важнейший иудейский праздник установлен в память исхода евреев из Египта, где они были в рабстве.
В Торе сказано, что Господь – через слово Моисею – установил Песах и праздник опресноков (пресный, неквашеный хлеб, маца) в месяц, который должен стать первым среди месяцев года. Определен был и пищевой ритуал праздника. Вечером следовало заколоть агнца – козленка или ягненка. «Пусть съедят мясо его в эту самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… Это Пасха Господня… Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Соблюдайте опресноки, ибо в этот самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской… Храните сие, как закон для себя и сынов своих на века… Это пасхальная жертва Господу» (Исход, 12:8, 15, 17).
Считают, что Песах вобрал в себя и еще более древние праздники и обряды: еврейских кочевников, которые в связи с весенним отелом скота приносили в жертву мясо и кровь молодого животного – агнца, а затем земледельцев, отмечавших весной, в начале жатвы, праздник опресноков из муки зерен первого урожая и без закваски старым тестом. Указанные праздники слились и получили новый смысл в Песах. В результате праздник получил 4 названия: Песах (главное название), праздник опресноков (мацы), праздник свободы, праздник весны. Каждое название характеризует один из аспектов праздника.
Среди иудейских праздников Песах выделяется своими пищевыми предписаниями и ритуалами. На первом месте стоит вопрос о маце и удалении из дома до праздника хамец – чего-либо, содержащего закваску, квасное – действительное или предполагаемое.
Маца (др. – евр. – «печенье», но буквально – «выжатое, лишенное влаги») – пастушеский продукт древних евреев – вошла в ритуал Песах с XIII в. до н. э. На время праздника маца стала единственным зерновым продуктом и источником мучных изделий. В Торе истоки этой традиции объясняют спешкой, с которой напуганные карами Господними египтяне отпускали евреев из страны: «И понес народ тесто свое, прежде, нежели оно вскисло… И испекли они из теста, которое вынесли из Египта пресные лепешки…» (Исход, 12:34, 39).
Маца – это тонкие ломкие изделия круглой или прямоугольной формы, приготовленные из пшеничной муки и воды без соли. Тесто для мацы раскатывают до толщины 1–1,5 мм и затем выпекают на специальной жаровне типа вафельницы.
Цикл производства мацы определен в «18 шагов», включающих 5 этапов: 1) смешивание муки и воды; 2) вымешивание теста; 3) нарезка; 4) перфорация – нанесение отверстий, чтобы лепешка не вздувалась и после выпечки оставалась плоской; 5) выпечка. Время от первого до последнего шага занимает 18 мин. Почему 18? Число 18 – на иврите «хай» – означает «жизнь». Иудейские богословы утверждают, что маца олицетворяет все доброе, а хамец – все дурное, маца – символ скромности и реальной самооценки, а хамец – символ гордыни и самолюбования. Поэтому, говорили они, в Песах заповедано удалять хамец не только из дома, но и из человека.
Маца, за которой тщательно наблюдают на протяжении всего процесса ее изготовления, называется «маца шмура» – охраняемая, сбереженная маца. Существует несколько разновидностей мацы шмура, в числе их: маца, охраняемая с момента уборки урожая (то есть из муки, за которой велось наблюдение с момента уборки пшеницы с поля до выпекания теста); маца, изготовляемая из муки, находящейся под наблюдением с момента помола. На маце и других пищевых продуктах, приготовленных с гарантией, что в них не содержится квасного (то есть отсутствует хамец), имеется надпись «Кошерное для Песах».
Из мацы можно приготовить множество блюд. Самое простое – мацебрай: наломать мацу, залить горячей водой, затем воду слить, добавить взбитые с молоком и солью яйца, перемешать, выложить на разогретую сковородку, подрумянить с обеих сторон и посыпать сахаром и корицей. Мука из молотой мацы – мацемел – применяется для приготовления различных пасхальных блюд, Например, ее смешивают со взбитым яйцом, гусиными шкварками и жареным луком и из этой смеси готовят кнейдлах, которые кладут в куриный бульон или суп. Из этой же муки пекут и профитроли, и сладкий миндальный кекс, и другие мучные изделия. Таким образом, кулинарное применение мацы весьма обширно (см. «Некоторые блюда еврейской праздничной кухни»).
В глазах многих людей маца стала пищевым символом иудаизма и даже приобрела своего рода политическое значение, о чем свидетельствует следующий факт.
В 1975 г. Комитет госбезопасности СССР направил с грифом «секретно» письмо Генеральному секретарю КПСС К. У. Черненко «О конфискации посылок с мацой, засылаемых в СССР сионистскими организациями из-за границы». В письме сказано: «Сионистские круги Запада и Израиля, используя предстоящий религиозный праздник еврейской Пасхи, организовали массовую засылку в СССР посылок с мацой (ритуальная пасхальная пища) в расчете на возбуждение националистических и эмиграционных настроений среди советских граждан еврейского происхождения… Уже сейчас в Одессе, Риге, Львове и некоторых других городах страны скопилось несколько тысяч посылок, адресованных, как правило, лицам, известным своими националистическими и произраильскими настроениями… Комитет госбезопасности считает необходимым посылки с мацой, поступающие из-за границы, конфисковать»… (Цитировано по Российскому историческому журналу «Родина». 2002. № 4–5. С. 84).
Однако вернемся к пищевым предписаниям Песах. Перед праздником надо тщательно убрать во всех помещениях дома, очистив их от остатков хамеца. Особое внимание уделяют тем местам, в которых можно найти хамец, прежде всего кухне. Так что же такое хамец? Это продукт, содержащий один из пяти злаков (пшеница, рожь, овес, ячмень, полба) и необъявленный кошерным для употребления в Песах. Это хлеб, крупы из злаковых, мучные кондитерские и макаронные изделия, некоторые сорта детского питания, пиво, виски, пшеничная водка, некоторые виды консервов и колбас. В Песах не только запрещено есть хамец, но и пользоваться любыми изделиями, содержащими хамец – лекарствами, косметикой и др.
Иудеи-орттодоксы уничтожают хамец, отдают его навсегда или временно неиудеям или даже продают, если речь идет о большом количестве «квасного», тому, кто не обязан соблюдать правила Песах. Иудеи-реформисты предпочитают собрать продукты-хамец в коробку и хранить ее подальше от комнат дома – в гараже, сарае, на чердаке. Этот пример иллюстрирует различие подходов к практике иудаизма у ортодоксов и неортодоксов.
Вся столовая и кухонная посуда, которой пользуются в течение года, не пригодна для пасхальной пищи. У правоверных иудейских семей хранится особый набор посуды на Песах. Часть посуды (в зависимости от материала) можно прокошеровать перед Песах. Кухонный стол и раковины для мытья посуды также должны быть прокошерованы перед праздником. Разобраться в технологии подготовки посуды к празднику поможет любой раввин.
Пасхальная трапеза – Седар (др. – евр. – «порядок») начинается вечером, после захода солнца. За праздничным столом должна собираться вся семья, включая детей. Ведь суть Песаха заключена в словах Торы: «И расскажешь ты сыну твоему…» Перед каждым участником трапезы ставят бокал вина – в эту ночь надо выполнить заповедь «четырех бокалов (чаш)». Взрослые будут пить сладкое красное вино, а дети – виноградный сок. Особый большой бокал ставят для пророка Элиягу (Ильи), который, как говорит традиция, посещает в эту ночь каждый иудейский дом. На столе должно быть особой формы блюдо для продуктов и изделий, каждый из которых символизирует тот или иной аспект истории исхода древних евреев из Египта. Рядом с блюдом кладут три мацы, проложенные салфетками, и блюдечко с соленой водой.
В самом начале Седара глава семьи совершает молитву над бокалом вина. Затем он приподнимает мацу и вместе со всеми участниками Седара говорит: «Вот хлеб бедности, который ели отцы наши в стране Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест, всякий, кто нуждается, пусть придет и празднует Песах…» И далее: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, выращивающий хлеб из земли!» В ходе Седара надо съесть трижды по не менее 25 г мацы.
Шесть продуктов и блюд на праздничном блюде символизируют следующее:
• зроа – зажаренный или пропеченный на огне кусок бараньего или куриного мяса с костью внутри (по некоторым сведениям, достаточно обожженной на огне куриной шейки) символ пасхальной жертвы, приносимой в Иерусалимский храм в далеком прошлом. Зроа не едят;
• сваренное «вкрутую» яйцо, напоминающее об особой жертве, которую приносили в храме в песах. Другое объяснение гласит: чем дольше варят яйцо, тем все тверже оно становится; так и народ Израиля с каждым новым бедствием становится все тверже и закаленнее. Есть еще одно объяснение: крутое яйцо – это пища скорбящих, в Песах его едят в знак траура по разрушенному храму. Яйцо съедают в начале трапезы;
• горьковатая зелень, например петрушка, салат-латук, хрен, как символ горечи рабства древних евреев в Египте;
• харосет – смесь толченых орехов, яблок, фиников, пряностей, к которой добавляют красное вино, чтобы смесь напоминала глину, из которой заставляли евреев делать кирпичи в Египте. В харосет принято окунать горькие травы;
• какие-либо овощи (лук, листья сельдерея, петрушка, редис, вареный картофель и др.), которые обмакивают в соленую воду и перед тем, как съесть, произносят благословение;
• хазарет – тертый хрен, который вкладывают между двумя кусочками мацы. Терпкий горький вкус хрена должен еще раз напомнить о горечи египетского рабства.
Сама трапеза может быть очень разной, а выбор меню зависит от местных традиций и обычаев. Однако в ночь на Песах принято есть мацу и растительную пищу, а в течение всего Песаха – и мясную пищу. Во время трапезы читают Агаду (др. – евр. – «рассказ»), которая повествует о сути праздника. Еда вплетается в этот рассказ. А маца на праздничном столе должна все время напоминать о пресных лепешках, испеченных в пустыне на раскаленных солнцем камнях.
Заметим, что после разрушения Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном, евреи отказались от культа жертвоприношения животных. Но эту традицию в Песах сохранили самаритяне – небольшая этническая группа в Израиле. Самаритяне – потомки вавилонских кочевников. Они живут по раннеиудейскому летосчислению, признают только Тору и книгу Иисуса Навина Ветхого Завета и отвергают Талмуд. Песах самаритяне встречают закланием ягнят на горе, где, как они считают, Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына. Мясо жертвенных ягнят – основная часть пасхальной трапезы у самаритян.
В Торе сказано, что Господь – через слово Моисею – установил Песах и праздник опресноков (пресный, неквашеный хлеб, маца) в месяц, который должен стать первым среди месяцев года. Определен был и пищевой ритуал праздника. Вечером следовало заколоть агнца – козленка или ягненка. «Пусть съедят мясо его в эту самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… Это Пасха Господня… Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Соблюдайте опресноки, ибо в этот самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской… Храните сие, как закон для себя и сынов своих на века… Это пасхальная жертва Господу» (Исход, 12:8, 15, 17).
Считают, что Песах вобрал в себя и еще более древние праздники и обряды: еврейских кочевников, которые в связи с весенним отелом скота приносили в жертву мясо и кровь молодого животного – агнца, а затем земледельцев, отмечавших весной, в начале жатвы, праздник опресноков из муки зерен первого урожая и без закваски старым тестом. Указанные праздники слились и получили новый смысл в Песах. В результате праздник получил 4 названия: Песах (главное название), праздник опресноков (мацы), праздник свободы, праздник весны. Каждое название характеризует один из аспектов праздника.
Среди иудейских праздников Песах выделяется своими пищевыми предписаниями и ритуалами. На первом месте стоит вопрос о маце и удалении из дома до праздника хамец – чего-либо, содержащего закваску, квасное – действительное или предполагаемое.
Маца (др. – евр. – «печенье», но буквально – «выжатое, лишенное влаги») – пастушеский продукт древних евреев – вошла в ритуал Песах с XIII в. до н. э. На время праздника маца стала единственным зерновым продуктом и источником мучных изделий. В Торе истоки этой традиции объясняют спешкой, с которой напуганные карами Господними египтяне отпускали евреев из страны: «И понес народ тесто свое, прежде, нежели оно вскисло… И испекли они из теста, которое вынесли из Египта пресные лепешки…» (Исход, 12:34, 39).
Маца – это тонкие ломкие изделия круглой или прямоугольной формы, приготовленные из пшеничной муки и воды без соли. Тесто для мацы раскатывают до толщины 1–1,5 мм и затем выпекают на специальной жаровне типа вафельницы.
Цикл производства мацы определен в «18 шагов», включающих 5 этапов: 1) смешивание муки и воды; 2) вымешивание теста; 3) нарезка; 4) перфорация – нанесение отверстий, чтобы лепешка не вздувалась и после выпечки оставалась плоской; 5) выпечка. Время от первого до последнего шага занимает 18 мин. Почему 18? Число 18 – на иврите «хай» – означает «жизнь». Иудейские богословы утверждают, что маца олицетворяет все доброе, а хамец – все дурное, маца – символ скромности и реальной самооценки, а хамец – символ гордыни и самолюбования. Поэтому, говорили они, в Песах заповедано удалять хамец не только из дома, но и из человека.
Маца, за которой тщательно наблюдают на протяжении всего процесса ее изготовления, называется «маца шмура» – охраняемая, сбереженная маца. Существует несколько разновидностей мацы шмура, в числе их: маца, охраняемая с момента уборки урожая (то есть из муки, за которой велось наблюдение с момента уборки пшеницы с поля до выпекания теста); маца, изготовляемая из муки, находящейся под наблюдением с момента помола. На маце и других пищевых продуктах, приготовленных с гарантией, что в них не содержится квасного (то есть отсутствует хамец), имеется надпись «Кошерное для Песах».
Из мацы можно приготовить множество блюд. Самое простое – мацебрай: наломать мацу, залить горячей водой, затем воду слить, добавить взбитые с молоком и солью яйца, перемешать, выложить на разогретую сковородку, подрумянить с обеих сторон и посыпать сахаром и корицей. Мука из молотой мацы – мацемел – применяется для приготовления различных пасхальных блюд, Например, ее смешивают со взбитым яйцом, гусиными шкварками и жареным луком и из этой смеси готовят кнейдлах, которые кладут в куриный бульон или суп. Из этой же муки пекут и профитроли, и сладкий миндальный кекс, и другие мучные изделия. Таким образом, кулинарное применение мацы весьма обширно (см. «Некоторые блюда еврейской праздничной кухни»).
В глазах многих людей маца стала пищевым символом иудаизма и даже приобрела своего рода политическое значение, о чем свидетельствует следующий факт.
В 1975 г. Комитет госбезопасности СССР направил с грифом «секретно» письмо Генеральному секретарю КПСС К. У. Черненко «О конфискации посылок с мацой, засылаемых в СССР сионистскими организациями из-за границы». В письме сказано: «Сионистские круги Запада и Израиля, используя предстоящий религиозный праздник еврейской Пасхи, организовали массовую засылку в СССР посылок с мацой (ритуальная пасхальная пища) в расчете на возбуждение националистических и эмиграционных настроений среди советских граждан еврейского происхождения… Уже сейчас в Одессе, Риге, Львове и некоторых других городах страны скопилось несколько тысяч посылок, адресованных, как правило, лицам, известным своими националистическими и произраильскими настроениями… Комитет госбезопасности считает необходимым посылки с мацой, поступающие из-за границы, конфисковать»… (Цитировано по Российскому историческому журналу «Родина». 2002. № 4–5. С. 84).
Однако вернемся к пищевым предписаниям Песах. Перед праздником надо тщательно убрать во всех помещениях дома, очистив их от остатков хамеца. Особое внимание уделяют тем местам, в которых можно найти хамец, прежде всего кухне. Так что же такое хамец? Это продукт, содержащий один из пяти злаков (пшеница, рожь, овес, ячмень, полба) и необъявленный кошерным для употребления в Песах. Это хлеб, крупы из злаковых, мучные кондитерские и макаронные изделия, некоторые сорта детского питания, пиво, виски, пшеничная водка, некоторые виды консервов и колбас. В Песах не только запрещено есть хамец, но и пользоваться любыми изделиями, содержащими хамец – лекарствами, косметикой и др.
Иудеи-орттодоксы уничтожают хамец, отдают его навсегда или временно неиудеям или даже продают, если речь идет о большом количестве «квасного», тому, кто не обязан соблюдать правила Песах. Иудеи-реформисты предпочитают собрать продукты-хамец в коробку и хранить ее подальше от комнат дома – в гараже, сарае, на чердаке. Этот пример иллюстрирует различие подходов к практике иудаизма у ортодоксов и неортодоксов.
Вся столовая и кухонная посуда, которой пользуются в течение года, не пригодна для пасхальной пищи. У правоверных иудейских семей хранится особый набор посуды на Песах. Часть посуды (в зависимости от материала) можно прокошеровать перед Песах. Кухонный стол и раковины для мытья посуды также должны быть прокошерованы перед праздником. Разобраться в технологии подготовки посуды к празднику поможет любой раввин.
Пасхальная трапеза – Седар (др. – евр. – «порядок») начинается вечером, после захода солнца. За праздничным столом должна собираться вся семья, включая детей. Ведь суть Песаха заключена в словах Торы: «И расскажешь ты сыну твоему…» Перед каждым участником трапезы ставят бокал вина – в эту ночь надо выполнить заповедь «четырех бокалов (чаш)». Взрослые будут пить сладкое красное вино, а дети – виноградный сок. Особый большой бокал ставят для пророка Элиягу (Ильи), который, как говорит традиция, посещает в эту ночь каждый иудейский дом. На столе должно быть особой формы блюдо для продуктов и изделий, каждый из которых символизирует тот или иной аспект истории исхода древних евреев из Египта. Рядом с блюдом кладут три мацы, проложенные салфетками, и блюдечко с соленой водой.
В самом начале Седара глава семьи совершает молитву над бокалом вина. Затем он приподнимает мацу и вместе со всеми участниками Седара говорит: «Вот хлеб бедности, который ели отцы наши в стране Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест, всякий, кто нуждается, пусть придет и празднует Песах…» И далее: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, выращивающий хлеб из земли!» В ходе Седара надо съесть трижды по не менее 25 г мацы.
Шесть продуктов и блюд на праздничном блюде символизируют следующее:
• зроа – зажаренный или пропеченный на огне кусок бараньего или куриного мяса с костью внутри (по некоторым сведениям, достаточно обожженной на огне куриной шейки) символ пасхальной жертвы, приносимой в Иерусалимский храм в далеком прошлом. Зроа не едят;
• сваренное «вкрутую» яйцо, напоминающее об особой жертве, которую приносили в храме в песах. Другое объяснение гласит: чем дольше варят яйцо, тем все тверже оно становится; так и народ Израиля с каждым новым бедствием становится все тверже и закаленнее. Есть еще одно объяснение: крутое яйцо – это пища скорбящих, в Песах его едят в знак траура по разрушенному храму. Яйцо съедают в начале трапезы;
• горьковатая зелень, например петрушка, салат-латук, хрен, как символ горечи рабства древних евреев в Египте;
• харосет – смесь толченых орехов, яблок, фиников, пряностей, к которой добавляют красное вино, чтобы смесь напоминала глину, из которой заставляли евреев делать кирпичи в Египте. В харосет принято окунать горькие травы;
• какие-либо овощи (лук, листья сельдерея, петрушка, редис, вареный картофель и др.), которые обмакивают в соленую воду и перед тем, как съесть, произносят благословение;
• хазарет – тертый хрен, который вкладывают между двумя кусочками мацы. Терпкий горький вкус хрена должен еще раз напомнить о горечи египетского рабства.
Сама трапеза может быть очень разной, а выбор меню зависит от местных традиций и обычаев. Однако в ночь на Песах принято есть мацу и растительную пищу, а в течение всего Песаха – и мясную пищу. Во время трапезы читают Агаду (др. – евр. – «рассказ»), которая повествует о сути праздника. Еда вплетается в этот рассказ. А маца на праздничном столе должна все время напоминать о пресных лепешках, испеченных в пустыне на раскаленных солнцем камнях.
Заметим, что после разрушения Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном, евреи отказались от культа жертвоприношения животных. Но эту традицию в Песах сохранили самаритяне – небольшая этническая группа в Израиле. Самаритяне – потомки вавилонских кочевников. Они живут по раннеиудейскому летосчислению, признают только Тору и книгу Иисуса Навина Ветхого Завета и отвергают Талмуд. Песах самаритяне встречают закланием ягнят на горе, где, как они считают, Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына. Мясо жертвенных ягнят – основная часть пасхальной трапезы у самаритян.
Комментарии
Читайте также: