Седьмичный круг богослужения

14.06.2019 661 0.0 0
Седьмичный круг богослужения
Относительно продолжительности православных богослужений следует отметить, что в православном храме не принято сидеть, а во время Великого поста богослужение может продолжаться пять часов. Выстаивание длинных служб является одним из аскетических моментов, позволяющих подчинять плоть духу, бороться с ленью. «Начало омрачения ума, прежде всего, усматривается в ленности к службе Божией и к молитве, — наставляет великий подвижник церкви преподобный Исаак Сирин, — когда же душа за ленность к молитве лишается помощи Божией, то скорее всего впадает в руки противников».

В сам день праздника совершаются третий, шестой часы и литургия. Эта служба является главным богослужением суточного круга. На ней совершается таинство евхаристии. Православные литургии совершаются по древнему чину святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Кроме того, в дни Великого поста, когда литургию положено совершать лишь в субботу и в воскресенье, в среды и пятницы совершается особый чин литургии — преждеосвященных Даров. Она носит имя святого Георгия, епископа Римского. За этой литургией не происходит освящения даров (они освящаются заранее).

В первой части литургии (на проскомидии) приготовляются дары — хлеб и вино. Для литургии используются пять маленьких хлебцев — просфор. Из первой просфоры священник вырезает внутреннюю часть в воспоминание Господа Иисуса Христа: она называется Агнец. Только эта частица претворяется в Тело Спасителя. Из других просфор вынимаются частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, святых угодников Божиих, живых и усопших православных христиан. Кроме служебных просфор, частицы вынимаются из частных просфор по запискам, подаваемых прихожанами на Божественную Литургию.

Приступать к таинству причастия может только тот, кто предварительно (накануне или перед самой литургией) исповедовался и соблюдал евхаристический пост — с вечера ничего не ел и не пил.

Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели, т. е. службы, совершаемые всю неделю. Каждый день недели посвящен какому‑либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляются ветхозаветные пророки и особо святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень как больший из всех пророков и праведных.

В среду вспоминается предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. апостолы, а также более всех святых почитаемый на Руси святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба Честному и Животворящему Кресту Господню (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Во все дни седмицы прославляется Пресвятая Богородица, но в воскресенье, среду и пятницу преимущественно.

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем в году бывает двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на: Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Итак, самым почитаемым праздником в православной церкви является Воскресение Христово. Действительно, радость Воскресения — основная черта православного миросозерцания. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос Бог воста, веселие вечное… Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждается… Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечное начало» — так поет православная церковь в Пасхальном каноне.

С праздником Пасхи связаны такие подвижные праздники:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — воскресенье перед Страстной неделей, т. е. за неделю до Пасхи,

Вознесение Господне — 40 дней после Пасхи,

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы — пятидесятый день после Пасхи.

Эти три праздника и еще девять неподвижных составляют главные 12 праздников православной церкви (двунадесятые праздники).

Неподвижные праздники следуют по порядку церковного года (он начинается с 1 сентября):

Рождество Богородицы — (8 сентября ст. ст.) 21 сентября по н. ст.,

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — (14 сентября) 27 сентября по н. ст.,

Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — (21 ноября) 4 декабря по н. ст.,

Рождество Христово — (25 декабря) 7 января по н. ст.,

Богоявление — Крещение Господне — (6 января) 19 января по н. ст.,

Сретение Господа Иисуса Христа — (2 февраля) 15 февраля по н. ст.,

Благовещение Пресвятой Богородицы, т. е. Ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — (25 марта) 7 апреля по н. ст.,

Преображение Господне — (6 августа) 19 августа по н. ст.,

Успение Пресвятой Богородицы — (15 августа) 28 августа по н. ст.

Все эти праздники имеют дни предпразднества и дни попразднества. Дни предпразднества подготовляют верующих к празднику, а попразднестваявляются продолжением праздника. Последний день попразднества называется отданием празднества.

Из других праздников наиболее чтимые:

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) — 1 января (14 января н. ст.),

Покров Божией Матери — 1 октября (14 октября н. ст.),

Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н. ст.),

Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля н. ст.),

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сентября н. ст.),

Св. апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н. ст.),

Св. апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.),

Св. Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 декабря (19 декабря н. ст.).
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/foxsovet

Теги:Седьмичный, Круг, богослужения

Комментарии
avatar
Читайте также: