Как отследить контакты больных коронавирусом: ІТ-сектор внес свои предложения
24.03.2020 392 0
Многим понятно, что коронавирус – это история не только о медицине, но и о математике (чтобы понять, как быстро распространяется вирус, советуем ознакомиться с моделью, предоставленной Washingtonpost, которая показывает, насколько медленнее растет число заболевших, если вы останетесь дома).
«Самый эффективный способ предотвращать заболевания и спасать жизни – разорвать цепи передачи COVID-2019. Для этого вам надо сдавать тесты и изолироваться», – об этом заявил 16 марта гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
С целью оперативного обнаружения такой цепи передачи разные страны используют методы отслеживания. Один из методов, который может быть наиболее эффективным, однако заденет права граждан – сбор данных с мобильных телефонов. На данный момент эта идея обсуждается и в Украине (для уже возмутившихся и подготовившихся подавать в суд советуем почитать пособие ЕСПЧ по применению статьи 15 Конвенции относительно возможности государства отступить от своих обязательств в связи с чрезвычайной ситуацией).
Как известно, ранее власти Израиля разрешили спецслужбам отслеживать перемещения граждан, у которых обнаружен коронавирус, а также потенциальных носителей инфекции. Агентство безопасности Израиля, известное как Шин-Бет (ШАБАК), получило разрешение следить за смартфонами всех граждан страны. То есть, определять местонахождение потенциального разносчика болезни по мобильному телефону. Экстренные меры правительство утвердило без парламента.
Таким образом, при помощи слежки за смартфонами власть бы видела перемещения инфицированных коронавирусом людей и их контакты с другими людьми. Также это позволило бы отслеживать выполнение условий карантина гражданами.
ШАБАК известны имена всех людей, у которых выявили COVID-19, и, просматривая историю их геолокации за две недели до положительного теста на вирус, сотрудники спецслужбы определяют всех, кто находился ближе чем в двух метрах к ним в течение десяти минут и более.
Как только эти два условия совпадают, человеку поступает sms-сообщение от Министерства здравоохранения с требованием отправиться в самоизоляцию на 14 дней.
Как полагают, аналогичные технологии для борьбы с коронавирусом применила Тайвань, где правительство использовало мобильные телефоны, чтобы убедиться, что инфицированные люди не покинули карантин.
Также в Иране власть рекомендовала установить соответствующее приложение AC19.
В Южной Корее похожие меры были публично раскритикованы гражданами, некоторые из которых лишились приватности. Дело в том, что корейцам отправлялись сообщения с текстом следующего содержания: «Коронавирус подтвердился у женщины 60 лет. Узнай, в каких местах она успела побывать до госпитализации».
Далее любой желающий мог увидеть список учреждений и мест досуга, которые посетила пациентка.
Кроме того, в Китае проводился массовый эксперимент по использованию мобильной системы для определения зараженных пациентов. Граждан заставляют устанавливать на свои смартфоны программу Alipay Health Code, которая назначает им цветовой код — зеленый, желтый или красный — в зависимости от их состояния здоровья. Зеленый код позволяет жителю свободно ездить по стране. Желтый означает, что пользователя могут обязать остаться дома на неделю, а красный предусматривает двухнедельный карантин.
В городе Ханчжоу, который стал пилотной зоной для Alipay Health Code, практически невозможно передвигаться, не показывая свой код специальному сотруднику, например на входе в метро.
Одновременно китайские власти предприняли ряд других мер для борьбы с паникой и фейками. Например, оперативно блокировали аккаунты WeChat и Weibo, через которые распространялись слухи о том, что защититься от вируса можно, вдыхая кунжутное масло или употребляя алкоголь (на самом деле алкоголь снижает иммунитет). За распространение фейков о вирусе ввели наказание до 15 лет лишения свободы, пишет Хабр.
Что касается РФ, то премьер-министр Михаил Мишустин 20 марта 2020 года провел заседание президиума Координационного совета по борьбе с распространением коронавируса. По итогам принято несколько решений, в том числе «организовать создание системы отслеживания граждан, находящихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, на основании сведений сотовых операторов о геолокации сотового телефона конкретного лица, предусмотрев возможность оповещения граждан о факте контакта с лицом, больным новой коронавирусной инфекцией, путем рассылки соответствующих сообщений в целях информирования их о необходимости самоизоляции, а также направление данной информации в оперативные штабы субъектов Российской Федерации». Срок реализации — до 27 марта 2020 года.
Ограничение или спасение
15 марта кабинет Нетаньяху, несмотря на опасения сторонников гражданских свобод, что такая практика вызовет серьезные проблемы с конфиденциальностью, разрешил агентству безопасности Шин-Бет использовать свою тактику слежения по телефону для наблюдения за пациентами с коронавирусом. Вечером 14 марта Биньямин Нетаньяху объявил о своем плане в телевизионном обращении, в котором сообщалось, что здоровье населения будут защищать с помощью решительных мер, хотя это также «повлечет за собой определенную степень нарушения конфиденциальности».
В своем обращении Нетаньяху признал, что эта технология никогда не применялась по отношению к гражданским лицам. Но, по его словам, беспрецедентная угроза здоровью, которую представляет вирус, оправдывает ее использование. У большинства людей коронавирус вызывает лишь легкие или умеренные симптомы. Но для некоторых, особенно пожилых людей и людей с существующими проблемами со здоровьем, это может серьезной проблемой. «Это не второстепенные меры. Они влекут за собой определенную степень нарушения неприкосновенности частной жизни тех же самых людей, которых мы будем проверять, чтобы увидеть, с кем они контактировали во время болезни и что предшествовало этому. Это эффективный инструмент для обнаружения вируса», – сказал Нетаньяху.
Это предложение вызвало жаркие споры по поводу использования секретных технологий безопасности, кто будет иметь доступ к этой информации, и что именно будет с ней сделано. Ницан Горовиц, лидер либеральной оппозиционной партии «Мерец», заявил, что отслеживание граждан «с помощью баз данных и сложных технологических средств может привести к серьезному нарушению неприкосновенности частной жизни и основных гражданских свобод». Он сказал, что любое использование технологии должно контролироваться с «четкими правилами» использования информации.
Офис Нетаньяху заявил, что этот приказ будет действовать не более 30 дней.
Юваль Елович, глава исследовательского центра кибербезопасности в израильском Университете имени Бен-Гуриона, сказал, что есть способы минимизировать проблемы с конфиденциальностью, включая возможность анонимного сбора данных, и что преимущества слишком велики, чтобы их игнорировать. «Нет никаких сомнений в вопросе конфиденциальности, – сказал он. – Но в технологическом обществе имеет смысл использовать такие возможности для спасения жизней. Я лично решительно поддерживаю это».
В то же время Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) уже вынес промежуточное постановление по иску Ассоциации по правам гражданина, согласно которому Служба общей безопасности ШАБАК не сможет мониторить передвижение граждан с помощью технологических средств с ближайшего вторника, в случае если до этого времени не будут сформированы парламентские комиссии.
Что в Украине
«Не так давно гремели новости об оценке количества населения, разворачивались баталии между социологами и аналитиками. А сегодня мне хотелось бы вернуться к части тех методов, которые были использованы тогда Дмитрием Дубилетом и его командой.
Один из методов был основан на изучении данных мобильных операторов. И я, честно говоря, удивлен, что никто не вспоминает об этом сегодня во время борьбы с коронавирусом.
Мобильные операторы хранят данные о местоположении телефона и лог контактов.
Мы также знаем, что коронавирус к нам импортируется гражданами, которые побывали за границей.
Руководствуясь рекомендациями "detect, test, treat, isolate, trace", можно было бы работать по такому плану:
1. Определение всех перечней мобильных номеров, которые были за границей последние три недели.
2. Определение локаций и пользователей соответствующих мобильных устройств.
3. Уведомление пользователей о необходимости пройти диагностику.
4. В больницах – фиксация результатов тестов с привязкой к мобильному устройству.
5. Для тех пользователей, у которых позитивный результат теста, провести анализ лога звонков по телефонным номерам (для определения реальных контактов) и одинакового местоположения с пользователями таких номеров. Мы можем определить это как тесный контакт – с более высокой вероятностью заражения.
6. Для тех же пользователей определить одинаковые локации с другими пользователями, кроме местоположения дома (соседи редко общаются в больших городах). Так мы получим меньшую вероятность заразиться при контакте на улице.
7. На основании указанных данных создается карта зон риска и перечень тех, кому приоритетно провести диагностику.
8. Можно получить понимание того, в каких регионах нет заражения, чтобы ослабить карантинные меры.
9. Можно сделать скоринг для усиленной изоляции зараженных или потенциально зараженных граждан. Например, гражданам с высокой вероятностью зараженности не выдавать «голубую карту» киевлянина.
10. Полученная при диагностике статистика ведется с целью оценки количества зараженного населения. Вполне можно воспользоваться бета-распределениями для базовой модели. Полученные статистики позволят оптимизировать планирование по загруженности медицинских учреждений, необходимости тестов, оборудования и лекарств.
Понятно, что здесь речь идет о раскрытии персональных данных, но и у нас вроде как форс-мажор», – отметил в своем посте разработчик проекта «Суд на ладони» Кирилл Захаров.
«Самый эффективный способ предотвращать заболевания и спасать жизни – разорвать цепи передачи COVID-2019. Для этого вам надо сдавать тесты и изолироваться», – об этом заявил 16 марта гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
С целью оперативного обнаружения такой цепи передачи разные страны используют методы отслеживания. Один из методов, который может быть наиболее эффективным, однако заденет права граждан – сбор данных с мобильных телефонов. На данный момент эта идея обсуждается и в Украине (для уже возмутившихся и подготовившихся подавать в суд советуем почитать пособие ЕСПЧ по применению статьи 15 Конвенции относительно возможности государства отступить от своих обязательств в связи с чрезвычайной ситуацией).
Как известно, ранее власти Израиля разрешили спецслужбам отслеживать перемещения граждан, у которых обнаружен коронавирус, а также потенциальных носителей инфекции. Агентство безопасности Израиля, известное как Шин-Бет (ШАБАК), получило разрешение следить за смартфонами всех граждан страны. То есть, определять местонахождение потенциального разносчика болезни по мобильному телефону. Экстренные меры правительство утвердило без парламента.
Таким образом, при помощи слежки за смартфонами власть бы видела перемещения инфицированных коронавирусом людей и их контакты с другими людьми. Также это позволило бы отслеживать выполнение условий карантина гражданами.
ШАБАК известны имена всех людей, у которых выявили COVID-19, и, просматривая историю их геолокации за две недели до положительного теста на вирус, сотрудники спецслужбы определяют всех, кто находился ближе чем в двух метрах к ним в течение десяти минут и более.
Как только эти два условия совпадают, человеку поступает sms-сообщение от Министерства здравоохранения с требованием отправиться в самоизоляцию на 14 дней.
Как полагают, аналогичные технологии для борьбы с коронавирусом применила Тайвань, где правительство использовало мобильные телефоны, чтобы убедиться, что инфицированные люди не покинули карантин.
Также в Иране власть рекомендовала установить соответствующее приложение AC19.
В Южной Корее похожие меры были публично раскритикованы гражданами, некоторые из которых лишились приватности. Дело в том, что корейцам отправлялись сообщения с текстом следующего содержания: «Коронавирус подтвердился у женщины 60 лет. Узнай, в каких местах она успела побывать до госпитализации».
Далее любой желающий мог увидеть список учреждений и мест досуга, которые посетила пациентка.
Кроме того, в Китае проводился массовый эксперимент по использованию мобильной системы для определения зараженных пациентов. Граждан заставляют устанавливать на свои смартфоны программу Alipay Health Code, которая назначает им цветовой код — зеленый, желтый или красный — в зависимости от их состояния здоровья. Зеленый код позволяет жителю свободно ездить по стране. Желтый означает, что пользователя могут обязать остаться дома на неделю, а красный предусматривает двухнедельный карантин.
В городе Ханчжоу, который стал пилотной зоной для Alipay Health Code, практически невозможно передвигаться, не показывая свой код специальному сотруднику, например на входе в метро.
Одновременно китайские власти предприняли ряд других мер для борьбы с паникой и фейками. Например, оперативно блокировали аккаунты WeChat и Weibo, через которые распространялись слухи о том, что защититься от вируса можно, вдыхая кунжутное масло или употребляя алкоголь (на самом деле алкоголь снижает иммунитет). За распространение фейков о вирусе ввели наказание до 15 лет лишения свободы, пишет Хабр.
Что касается РФ, то премьер-министр Михаил Мишустин 20 марта 2020 года провел заседание президиума Координационного совета по борьбе с распространением коронавируса. По итогам принято несколько решений, в том числе «организовать создание системы отслеживания граждан, находящихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, на основании сведений сотовых операторов о геолокации сотового телефона конкретного лица, предусмотрев возможность оповещения граждан о факте контакта с лицом, больным новой коронавирусной инфекцией, путем рассылки соответствующих сообщений в целях информирования их о необходимости самоизоляции, а также направление данной информации в оперативные штабы субъектов Российской Федерации». Срок реализации — до 27 марта 2020 года.
Ограничение или спасение
15 марта кабинет Нетаньяху, несмотря на опасения сторонников гражданских свобод, что такая практика вызовет серьезные проблемы с конфиденциальностью, разрешил агентству безопасности Шин-Бет использовать свою тактику слежения по телефону для наблюдения за пациентами с коронавирусом. Вечером 14 марта Биньямин Нетаньяху объявил о своем плане в телевизионном обращении, в котором сообщалось, что здоровье населения будут защищать с помощью решительных мер, хотя это также «повлечет за собой определенную степень нарушения конфиденциальности».
В своем обращении Нетаньяху признал, что эта технология никогда не применялась по отношению к гражданским лицам. Но, по его словам, беспрецедентная угроза здоровью, которую представляет вирус, оправдывает ее использование. У большинства людей коронавирус вызывает лишь легкие или умеренные симптомы. Но для некоторых, особенно пожилых людей и людей с существующими проблемами со здоровьем, это может серьезной проблемой. «Это не второстепенные меры. Они влекут за собой определенную степень нарушения неприкосновенности частной жизни тех же самых людей, которых мы будем проверять, чтобы увидеть, с кем они контактировали во время болезни и что предшествовало этому. Это эффективный инструмент для обнаружения вируса», – сказал Нетаньяху.
Это предложение вызвало жаркие споры по поводу использования секретных технологий безопасности, кто будет иметь доступ к этой информации, и что именно будет с ней сделано. Ницан Горовиц, лидер либеральной оппозиционной партии «Мерец», заявил, что отслеживание граждан «с помощью баз данных и сложных технологических средств может привести к серьезному нарушению неприкосновенности частной жизни и основных гражданских свобод». Он сказал, что любое использование технологии должно контролироваться с «четкими правилами» использования информации.
Офис Нетаньяху заявил, что этот приказ будет действовать не более 30 дней.
Юваль Елович, глава исследовательского центра кибербезопасности в израильском Университете имени Бен-Гуриона, сказал, что есть способы минимизировать проблемы с конфиденциальностью, включая возможность анонимного сбора данных, и что преимущества слишком велики, чтобы их игнорировать. «Нет никаких сомнений в вопросе конфиденциальности, – сказал он. – Но в технологическом обществе имеет смысл использовать такие возможности для спасения жизней. Я лично решительно поддерживаю это».
В то же время Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ) уже вынес промежуточное постановление по иску Ассоциации по правам гражданина, согласно которому Служба общей безопасности ШАБАК не сможет мониторить передвижение граждан с помощью технологических средств с ближайшего вторника, в случае если до этого времени не будут сформированы парламентские комиссии.
Что в Украине
«Не так давно гремели новости об оценке количества населения, разворачивались баталии между социологами и аналитиками. А сегодня мне хотелось бы вернуться к части тех методов, которые были использованы тогда Дмитрием Дубилетом и его командой.
Один из методов был основан на изучении данных мобильных операторов. И я, честно говоря, удивлен, что никто не вспоминает об этом сегодня во время борьбы с коронавирусом.
Мобильные операторы хранят данные о местоположении телефона и лог контактов.
Мы также знаем, что коронавирус к нам импортируется гражданами, которые побывали за границей.
Руководствуясь рекомендациями "detect, test, treat, isolate, trace", можно было бы работать по такому плану:
1. Определение всех перечней мобильных номеров, которые были за границей последние три недели.
2. Определение локаций и пользователей соответствующих мобильных устройств.
3. Уведомление пользователей о необходимости пройти диагностику.
4. В больницах – фиксация результатов тестов с привязкой к мобильному устройству.
5. Для тех пользователей, у которых позитивный результат теста, провести анализ лога звонков по телефонным номерам (для определения реальных контактов) и одинакового местоположения с пользователями таких номеров. Мы можем определить это как тесный контакт – с более высокой вероятностью заражения.
6. Для тех же пользователей определить одинаковые локации с другими пользователями, кроме местоположения дома (соседи редко общаются в больших городах). Так мы получим меньшую вероятность заразиться при контакте на улице.
7. На основании указанных данных создается карта зон риска и перечень тех, кому приоритетно провести диагностику.
8. Можно получить понимание того, в каких регионах нет заражения, чтобы ослабить карантинные меры.
9. Можно сделать скоринг для усиленной изоляции зараженных или потенциально зараженных граждан. Например, гражданам с высокой вероятностью зараженности не выдавать «голубую карту» киевлянина.
10. Полученная при диагностике статистика ведется с целью оценки количества зараженного населения. Вполне можно воспользоваться бета-распределениями для базовой модели. Полученные статистики позволят оптимизировать планирование по загруженности медицинских учреждений, необходимости тестов, оборудования и лекарств.
Понятно, что здесь речь идет о раскрытии персональных данных, но и у нас вроде как форс-мажор», – отметил в своем посте разработчик проекта «Суд на ладони» Кирилл Захаров.
Комментарии
Читайте также: