Японский стиль (сеин) в интерьере

15.01.2021 362 0.0 0
Японский стиль (сеин) в интерьере
Японское зодчество, «варившееся в своем соку» продолжительное время, только 150 лет назад после революции Мэйдзи 1868 года начало широко использовать европейские принципы градостроения. Однако и сегодня японские мастера часто применяют традиционные методы строительства, а высокая сейсмичность островов накладывает отпечаток на их деятельность.

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются каменным веком (эпоха неолита), хотя ученые полагают, что эта территория была заселена еще раньше.

Сегодня на территории Японии найдено большое количество могильников, здесь их называют «кофун» (самые крупные из них относятся к V веку н. э.). Интересно то, что усыпальницы японских правителей, например Нин-току и Одзина, по площади больше любой из египетских пирамид.

В VII веке н. э. было построено синтоистское святилище Исэ, которое стало прототипом многих храмовых сооружений в Японии. Исэ состоит из двух комплексов, причем архитектурно эти строения одинаковые. И сделано это специально, поскольку каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из одного комплекса в другой.

Именно на японских островах находится одно из самых больших в мире деревянных сооружений – храм Тодайдзи в городе Нара, построенный в XVII веке. По данным специалистов, первоначально этот храм был намного крупнее, но со временем некоторые его постройки были утрачены.

Исследователи истории японского зодчества утверждают, что ведущими архитекторами эпохи феодализма были мастера из семейства Инабэ. По мнению специалистов, развитие японской архитектуры было тесно связано с технологиями обработки дерева. Одна из особенностей возведения строений в Японии 200–300 лет назад – это то, что практически все японские постройки представляют собой комбинацию прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи в городе Нара и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиугольные элементы. Все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией.

Покончив с феодализмом, Япония сделала шаг к внешней открытости в 1868 году, что способствовало приобщению к западным нормам жизни и западному стилю в городском строительстве. В Японию для оказания помощи в проектировании общественных зданий и фабрик были приглашены архитекторы из США и Европы. В 1871 году для подготовки специалистов была открыта высшая школа Кобу Дайгаку – предтеча архитектурного отделения Токийского университета. Не случайно, многие здания в Йокагаме, Кобэ и Нагасаки в конце XIX века были построены в западном стиле. Со временем выпускники Кобу Дайгаку начали проектировать строения в западном стиле. Именно благодаря их усилиям появились такие сооружения, как Банк Японии, Токийский вокзал архитектора Кинго Тацуно, Императорский дворец Акасака зодчего Токума Катаямы. Однако из-за повышенной сейсмичности на японских островах потребовалось, во-первых, увеличивать толщину колонн и стен, что привело к чрезмерной громоздкости зданий, во-вторых, ограничивать высоту зданий – до 31 м. В XX веке японцы разработали точный вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развили специальную геометрию, известную в мире как «кикудзюцу».

В настоящее время в Японии действуют более десяти крупнейших японских компаний с конструкторскими отделами, активно работающих также за границей.

Руководствуясь общими принципами, известные японские зодчие Тэцуо Есида, Кунио Маэкава, Кендзо Тангэ, Киенори Кикатукэ и другие разработали пригодную для японской реальности архитектурную модель. Одним из удачных результатов этой работы является здание управления префектуры Кагава, поразительно сочетающее традиционную форму и современное зодчество.

Значительный прогресс японской архитектуры подтвердился во время летней Олимпиады 1964 года в Токио. К этому времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированный Тангэ. Здание олимпийского гимнастического зала имеет изогнутую крышу, воскрешающую японские архитектурные традиции. Но Тангэ с успехом сумел переплавить японский традиционализм в универсальную форму.

Кроме Тангэ, мир узнал о новой плеяде зодчих, творивших свои архитектурные шедевры не только в Японии, но и за границей – Кикутакэ, Фумихико Маки (лауреат Прицкеровской премии 1992 года), Арата Исодзаки (он проектировал олимпийские объекты для каталонской Барселоны 1992 года), Кисе Курокава, Тадао Андо и многих других архитекторов. Благодаря им в Японии сформировалась энергичная и творческая архитектурная школа.

Однако японские архитекторы не ограничивают свое творчество рамками традиций, а развивают новые формы свободного самовыражения, хотя в их творчестве все же проявляются так называемые «японизмы». Например, метод стеновых блоков архитектора Андо на первый взгляд не имеет ничего общего с традиционно японской опорно-балочной конструкцией. Но вспомним, что в начале своей деятельности архитектор Андо занимался модернизацией торговых домов в городе Осака, возводившихся по принципу «татами-вари», – в виде добавленных друг к другу отдельных пространственных ячеек. Специалисты в области архитектуры считают, что стоит обратить внимание на некоторые принципы (главное – гибкость, заложенная в традиционные сооружения) проектирования и строительства небоскребов. Как известно, невысокие пагоды, надводные башни, построенные в сейсмических зонах Японии, не были подвержены падению и остаются на своих местах в течение нескольких веков.

Слово «сеин» переводится как окно. Формула этого стиля – «будь чистым». Окна и межкомнатные перегородки затягиваются белой бумагой. В современном интерьере бумагу заменило матовое стекло. Характерная для этого стиля клетка из деревянного каркаса прослеживается во всем: в оконных рамах, дверях, перегородках.

Интерьеры в японском стиле лаконичны, их особенность – свободное перетекание внутреннего пространства. Стиль сеин пользуется популярностью во всем мире, из мебели в европейском жилище используются в основном ширмы, поскольку формы и пропорции японской мебели не соответствуют стандартам европейского человека.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/foxsovet

Теги:интерьере, Стиль, японский, (сеин)

Комментарии
avatar
Читайте также: