История развития искусства украшения тела
Когда первобытный человек открыл для себя волшебную силу красок, перед ним предстал мир мистики и религии. Различные мотивы, которые наши предки наносили на тело, всегда были отражением их эстетического ощущения, выражением их культуры и, естественно, средством самовыражения. С помощью рисунков красками древние люди связывали в единое целое себя и окружающий мир: создавали связь Человека с Космосом, с растениями, с животным миром. Проходили века, изменялась символика живописи на теле. Постепенно она приобретала дух религии и служила прежде всего религиозным ритуалам, заклинанию духов, являлась признаком принадлежности человека к социальной группе и отличала родовые кланы друг от друга.
Вообще можно смело утверждать, что искусство раскрашивания тела такое же древнее, как и само человечество. Но до изобретения татуировки, как долговременных украшений на теле человека, рисунки краской требовали постоянного возобновления. Только нанесение красок под кожу дало возможность рисункам сохраняться на протяжении всей жизни. Чтобы ни говорили закоренелые пуритане, тату – вид изобразительного искусства, корни которого уходят в глубокую древность. В V веке до нашей эры народы Малой Азии, Древней Европы, Южной Америки несколько садистскими методами «украшали» тела и лица своих соплеменников. Набор инструментов был впечатляющим: ножи, долото, рыбьи кости, акулий зуб. Древнейшим свидетелем этой техники можно назвать мумию, известную под именем Етци. Татуировки на ней свидетельствуют о том, что орнаменты накалывали на кожу еще 5000 лет назад, в бронзовом веке. Даже пирсинг был известен еще в Древнем Египте. У статуи некоего фараона, которую датируют 1400 г. до н. э., археологи обнаружили отверстие в области пупка, типичное для данного украшения, причем само украшение наверняка было похищено расхитителями гробниц.
В те далекие времена шрамы, тату или пирсинг на коже были своего рода военной формой, информационным посланием: это мог быть знак представителей одного племени, по которому отличали своего от чужака; предостережение; награда; признак принадлежности к чему-либо; а еще они могли (я имею ввиду шрамы, пирсинг и тату) рассказать о подвигах и победах, то есть о том, какое место в родовом клане занимал человек. Например, у маори в Полинезии, чем важнее считался дикарь, тем больше был покрыт татуировками. Вожди были разрисованы буквально с ног до головы. Даже сегодня на Самоа и Маркизских островах (Полинезия) наносятся в первозданном виде стилизованные узоры, которые передавались из поколения в поколение на протяжении столетий. У японских аборигенов – айнов, тату на лице женщины показывает замужем она или нет, и сколько у нее детей.
Вообще, надо подчеркнуть, что искусство украшения на теле было распространено по всему миру. У каждой культуры или народа свои собственные традиции и символы. В большинстве стран метод нанесения рисунка, который сохраняется навсегда, канул в лета, то есть либо не так актуален либо вовсе исчез. Но существуют в нашем огромном мире места, где искусство украшения живет до сих пор. Полинезию я уже упоминала. В Северной Америке индейцы украшали себя изображениями животных; в настоящее время мотивы, стилизованные под них и имеющие три или четыре цвета, популярны в качестве «плоских кружев». В Южной и Центральной Америке некоторые народы до сих пор покрывают свое тело татуировками «земе», представляющими собой рисунки демонов. Среди кельтов Каледонии, Северная Шотландия, распространены татуировки, стилизованные под растительные мотивы. Среди темнокожих племен черной Африки до сих пор распространены татуировки в виде шрамов. Это достаточно болезненный процесс нанесения украшений. Он представляет собой рубцевые разрастания, которые специально подкрашиваются веществами темного цвета.
На самом крупном острове Азии – Борнео, являющимся к тому же третьим в мире по величине, искусство татуировки сохраняется в своем первозданном виде. Большинство племен используют древние, передающиеся из поколения в поколение узоры.
Также знамениты по сей день своими татуировками острова Новой Зеландии. На Майори многие люди с гордостью носят на лице татуировки в виде рисунков из геометрических линий.
Даже у нас в стране были обнаружены мумии с татуировками, причем такого качества, которое свидетельствует насколько высоко было развито это искусство. А теперь чуть подробнее об этом виде украшений в Японии. Потому что именно здесь искусство тату достигло особенного художественного выражения. Богатство красок, оттенков, деталей и персонажей, делает эту страну первой по величине среди стран, в которых искусство татуировки особенно широко распространено.
Основную массу японских тату можно поделить на две части: ирэдзуми и гаман. Первый термин означает: ирэ – впрыскивать, дзуни – тушь.
Второй тип татуировки был призван демонстрировать мужские качества. Согласно одной из теорий японская татуировка была заимствована у Китая, где она была известна в XI веке до н. э. По другой теории татуировка появилась в Японии еще раньше, в период правления правителя Джимму (660–585 д. н. э.): согласно легенде мифический правитель носил столь эффектные тату, что восхитил царицу Сенойататару сложить в их честь поэму. Старая школа ирэдзуми, с ее многовековыми традициями, и по сей день считается самой лучшей. Мастер работает вручную: краска (только из природных компонентов) под кожу наносится длинными иглами. Процесс весьма болезненный и длится очень много времени, но зато законченная работа поражает цветовой насыщенностью, богатством полутонов и многосюжетной композицией.
Отдельным видом можно считать особые женские татуировки – какуси-боро. Они выполняются путем втирания в разрезы рисовой пудры. Дословно какуси-боро означает – скрытая татуировка, так как проявляется в виде белого рисунка только во время возбуждения женщины или же после купания.
Основными мотивами японских тату служили и служат древние сказки и легенды, связанные с морем, а основными персонажами – драконы, карпы и самураи. Как и любая другая татуировка, японская прошла пути взлетов и падений. Пик популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного конфуцианца.
В современной Японии она все равно популярна, даже несмотря на негативное отношение обывателя, связывающего татуировки с принадлежностью к преступному миру – якудза.
Что касается тату и гейш, то существует одна интересная история, которую поведал миру писатель Дзюнъитиро Танидзаки. Именно с нее и начался период рисунков, названный «эротическими тату».
Давным-давно в Японии жил мастер татуировки по имени Сэйкити. Он был настолько знаменит, что к нему обращались даже самураи. Работая над татуировками, Сэйкити испытывал наслаждение от стонов несчастного, в которого вонзал свои иглы. Больше всего ему нравились самые болезненные процедуры: нанесение ретуши и пропитка киноварью. Люди, безмолвно терпевшие боль, вызывали у него раздражение, и он старался сломить их волю, подчинить себе.
Сэйкити много лет мечтал создать шедевр на коже прекрасной женщины. Важнее всего для него был характер дамы – красивого лица и стройной фигуры ему было мало. Четыре года он лелеял свою мечту и вот однажды увидел обнаженную женскую ножку, выглядывавшую из паланкина, который ожидал у ворот ресторанчика в Фукагаве, возле его дома. Сэйкити ножка могла сказать не меньше, чем лицо. Но Сэйкити все равно последовал за паланкином, надеясь разглядеть и лицо незнакомки, только вот через некоторое время потерял паланкин из виду.
После этой встречи прошел еще год. К Сэйкити как-то раз пришла девушка с поручением от знакомой гейши. Девушка была майко – ученица, готовящаяся стать гейшей. Было ей лет пятнадцать-шестнадцать, но лицо ее несло следы зрелой красоты. Глядя на ее изящные ножки, Сэйкити спросил, не случалось ли ей год назад ожидать в паланкине возле ресторанчика «Хирасэй». Девушка ответила, что она часто бывала там с отцом и это вполне возможно.
Сэйкити понял, что это его шанс. Усыпив девушку хлороформом, он принялся за работу. Писалось в истории об этом так: «Душа молодого татуировщика растворялась в густой краске и словно переходила на кожу девушки». Мастер трудился всю ночь, и к утру на спине девушки появился огромный паук. Каждый раз, когда девушка глубокого вдыхала и выдыхала воздух, лапы паука шевелились, как живые. Паук сжимал девушку в своих объятиях.
Сэйкити сказал, что теперь в Японии нет женщины, которая могла бы сравниться с ней. Все мужчины станут грязью у ее ног.
Надо уточнить, что рисунки татуировок глубоко символичны. В японской традиции узор из хризантем означал стойкость, из пионов – богатство, из цветков вишни – быстротечность жизни. А паук неизменно завоевывает мужчин.
Эротическая татуировка произвела целый бум в Японии. В XVII–XIX веках ею широко пользовались гейши, обходя тем самым запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа имитировала одежду, делая при этом женщину еще более соблазнительной. На телах извивались драконы, просвечивали сквозь листву сказочные птицы, загадочно улыбались красотки в роскошных кимоно. Мужчины никогда не пропускали такую женщину. И, конечно, самой сексуальной была невидимая тату. Помните, я уже писала – какуси-боро. Узор проступал только на разгоряченном теле, например, после бани. Можете себе представить какой восторг испытывал мужчина, когда перед ним внезапно возникала «живая картинка».
Современные мастера, кстати, не отстают от своих предшествнников и делают тату невидимую при обычном свете, но проявляющуюся в ультрафиолетовых лучах.
Мировые «звездочки» очень любят демонстрировать рисунки на плече, под ключицей, на лопатке, на щиколотке, ну и на попке. Супер сексуально! У Бьорк, например, трогательная снежинка на плече, у Дрю Бэрримор – сексуальная бабочка на пупке и ангел на спине. Даже у Деми Мур и Шер, была обнаружена эротическая татуировка: у Деми Мур – на лопатке, у Шер – на плече и попке.
Если же вернуться к истории японского мастера Сэйкити, то она завершилась трагично. Благодаря его таланту прекрасная майко, обзаведясь пауком, обрела неземную красоту и силу. И первой жертвой ее чар стал сам художник. Девушка ушла, оставив ему в удел лишь страдание.