Форма и содержание симптомов психических растройств
30.08.2019 466 0
Осознание связи между формой и содержанием – это еще одна важная предпосылка на пути к толкованию симптомов. В наше время стало само собой разумеющимся пренебрегать содержанием в пользу формы. Мы позволили старым ритуалам выродиться в формальные привычки, и теперь они продолжают существовать подобно пустой шелухе, внутри которой уже нет живого семени. Жизнь наших предков была полна ритуалов, и в каждом заключался свой смысл. Жизнь наших современников наполнена привычками, но многие из них, если не все, практически бессмысленны. Ярким примером этого может служить научная медицина, которая, бесспорно, достигла невероятных успехов в изучении формы, но осталась безразлична к содержанию.
Мы уже сравнивали тело с подмостками, на которых разыгрывает свои пьесы подсознание. Теперь же попробуем рассмотреть театральное представление с научной точки зрения: составим точный перечень материалов, из которых сделаны декорации и реквизит; изучим цвет и материал костюмов; подсчитаем количество занятых в спектакле актеров; занесем в протокол их пол, цвет глаз, вес и рост; зафиксируем продолжительность выходов каждого актера и не забудем записать точное количество произнесенных слов и даже звуков – короче говоря, обмерим и взвесим всю постановку. Однако такой дотошный анализ едва ли приблизит нас к пониманию содержания пьесы. Но разве не столь же смехотворны действия врача, педантично собирающего результаты анализов и прочих обследований, но пренебрегающего толкованием целостной картины заболевания?
С переоценкой значения формы при недооценке содержательной стороны мы сталкиваемся сегодня повсеместно. Конечно, мы ни в коем случае не хотим принизить значение формы, ведь она является единственным посредником, позволяющим вступить в контакт с содержанием. Но форма как таковая («сама по себе») бессмысленна. Иными словами, все, относительно чего не предпринимается попытка истолкования – осмысления, остается бессмысленным.
Научная медицина накопила огромное количество ценной информации. Мы не станем останавливаться на рассмотрении результатов отдельных исследований, но будем с благодарностью их использовать, чтобы перейти от формы к содержанию.
Если внимательно рассмотреть симптомы, то в их физическом воплощении (в реквизите и костюмах, взятых ими взаймы у тела) мы обнаружим указания на скрытые проблемы души. Так же, как театральная сцена является для зрителя местом проекции содержания пьесы, «подмостки» тела представляют собой то уникальное место, где можно соприкоснуться с содержанием духовной и душевной драмы.
Мы уже сравнивали тело с подмостками, на которых разыгрывает свои пьесы подсознание. Теперь же попробуем рассмотреть театральное представление с научной точки зрения: составим точный перечень материалов, из которых сделаны декорации и реквизит; изучим цвет и материал костюмов; подсчитаем количество занятых в спектакле актеров; занесем в протокол их пол, цвет глаз, вес и рост; зафиксируем продолжительность выходов каждого актера и не забудем записать точное количество произнесенных слов и даже звуков – короче говоря, обмерим и взвесим всю постановку. Однако такой дотошный анализ едва ли приблизит нас к пониманию содержания пьесы. Но разве не столь же смехотворны действия врача, педантично собирающего результаты анализов и прочих обследований, но пренебрегающего толкованием целостной картины заболевания?
С переоценкой значения формы при недооценке содержательной стороны мы сталкиваемся сегодня повсеместно. Конечно, мы ни в коем случае не хотим принизить значение формы, ведь она является единственным посредником, позволяющим вступить в контакт с содержанием. Но форма как таковая («сама по себе») бессмысленна. Иными словами, все, относительно чего не предпринимается попытка истолкования – осмысления, остается бессмысленным.
Научная медицина накопила огромное количество ценной информации. Мы не станем останавливаться на рассмотрении результатов отдельных исследований, но будем с благодарностью их использовать, чтобы перейти от формы к содержанию.
Если внимательно рассмотреть симптомы, то в их физическом воплощении (в реквизите и костюмах, взятых ими взаймы у тела) мы обнаружим указания на скрытые проблемы души. Так же, как театральная сцена является для зрителя местом проекции содержания пьесы, «подмостки» тела представляют собой то уникальное место, где можно соприкоснуться с содержанием духовной и душевной драмы.
Комментарии
Читайте также: