А как прошло ваше детство?
Во время визитов, посвященных проблемам детского сна, психологи спрашивают родителей не только об условиях рождения и жизни малыша, но также и о том, как проходило их собственное детство.
То, как заботились о родителях ребенка, когда они были маленькими, напрямую отражается на том, как они сами себя ведут теперь в роли родителей. Сложно не быть тем, кем нас приучили быть с детства.
Все может начаться с момента рождения малыша…
Как мы уже знаем, сложная история появления ребенка на свет может привести к проблемам со сном. Это не всегда происходит напрямую. Чаще всего нарушения сна являются следствием работы некоего психологического механизма, его неизбежным побочным эффектом. Однако родительская тревога остается важным связующим звеном.
На маме, которую разлучили с младенцем вскоре после родов и которая – по поводу или без – боится за здоровье и жизнь своего малыша, определенно остается отпечаток этого болезненного опыта. Вернувшись домой, мама продолжает всем сердцем бояться потерять свое сокровище.
Во время укладывания малыша спать она будет сомневаться, стоит или нет от него отдаляться. Пока ребенок спит, она будет многократно приходить к нему в комнату, чтобы проверить, что он нормально дышит, будет склоняться к нему, рискуя тем самым нарушить его чуткий сон. Ребенок будет чувствовать как ее присутствие посреди ночи, так и ее переживания. Он начнет привыкать к этому.
Он будет думать, что раз мама за него так переживает, то это значит, что он представляет собой лишь маленькое хрупкое создание, которое просто не может без нее обойтись.
Джереми, когда он еще был в родильном доме, чуть не задохнулся, перестав в какой-то момент дышать. Затем все стало нормально. Маме сказали лишь «быть бдительной».
Первое время, обеспокоенная, она очень часто подходила к колыбельной Джереми, чтобы проверить, все ли с ним в порядке, независимо от того, спал тот или нет.
В возрасте восемь месяцев Джереми просыпался по несколько раз за ночь. Мы предположили, что своим плачем Джереми не пытался позвать маму, а лишь хотел ее обнадежить. Словно он говорил ей: «Видишь, все хорошо, я нормально дышу, я живой». Так что мама перестала вставать каждый раз и подходить к нему.
В течение дня она прикладывала все свои усилия для того, чтобы придать Джереми уверенности благодаря своему доверию – все для того, чтобы помочь ему стать взрослым и сильным.
Ночью она отвечала ему, не выходя из комнаты: «Я здесь, Джереми, я тебя слышу, теперь ты можешь спать дальше». Две недели спустя ребенок перестал просыпаться по ночам.
…или гораздо раньше
Беспокойство родителей порой восходит корнями к их собственному детству. Если родитель хочет, чтобы его ребенок уснул, то ему нужно отдалиться от него и позволить малышу отдалиться от себя. А для некоторых родителей это непростая задача.
Мать, излишне оберегающая чадо, считает своей обязанностью быть рядом с малышом, чтобы его защищать, заботиться о нем, ласкать его. Ей хочется убаюкивать его, пока тот не заснет, реагировать на любой издаваемый им звук, пытаться его утешить, как только он начнет слегка всхлипывать.
Вся эта нежность и самопожертвование просто чудесны для новорожденных. Однако ребенок взрослеет и чрезмерная забота может войти в противоречие с необходимостью слегка отдалиться от своего малыша, чтобы дать ему возможность вырасти самостоятельной и независимой личностью.
Я всегда вспоминаю одного папу, который не переносил криков своего ребенка. Они напоминали ему себя самого в детстве, маленького ребенка, на которого никто не обращал внимания и которому приходилось плакать от отчаяния.
Он ассоциировал свою детскую печаль с похожими криками своего ребенка и чувствовал себя обязанным как-то на них отреагировать, не отдавая себе отчета в том, что тот может плакать совсем по другой причине. Ведь его мама и папа здесь, рядом, любят и заботятся о нем. Так что текущая ситуация не имеет ничего общего с папиным детством.
Во время консультаций по проблемам сна родители нередко сами заводят разговор о своем детстве. Они достаточно быстро осознают, насколько условия, в которых они выросли, определяют их поведение в настоящий момент.
Они не дают своему ребенку по-настоящему научиться справляться с ночными проблемами в одиночку из-за страхов и подсознательных желаний, связанных с их прошлым.
Подробный опрос позволяет выявить все элементы, оказывающие влияние на эмоциональные взаимоотношения родителей и ребенка. Так становится гораздо проще изменить их и вывести на совершенно новый уровень.
Они перестают ассоциировать себя со своим малышом, больше не проецируют на него страхи и тревоги из собственного детства и не пытаются списать его крики на приступы отчаяния. Они становятся более зрелыми и компетентными родителями, способными успокоить и обнадежить ребенка, перед тем как уложить его спать.